Машина, которая останавливает время, фиксируя момент в вечности именно таким, какой он был... Это казалось бы так просто: навести объектив фотокамеры на происходящее и правдиво запечатлеть образ, копируя сцену без искажений, присущих картинам и рисункам.
От ушедшего века «научного разума и объективности» нам досталось в наследство фантастическое предположение о том, что машина может отразить мир таким, какой он есть, во всей красе и правдивости, без человеческого вмешательства, вне зависимости от заблуждений человеческого восприятия... В этой статье было показано, насколько ошибочен такой взгляд, и насколько субъективными и личными являются фотографические миры разных людей.
Фотографии действительно останавливают время, а внешняя реальность в какой-то степени прекращает существование. Каждый снимок - это одновременно момент, изолированный от остальных, и в то же время - их часть. Наблюдатель и наблюдаемое становятся частью общего потока жизни, который сам по себе необозрим, в то время как мы, люди, пытаемся его остановить щелчком затвора фотообъектива. Смысл фототерапии состоит в следующем: когда человек взаимодействует с фотографией, смотрит на нее или нажимает кнопку затвора, создавая снимок спонтанно, он или она полностью меняет всю картину происходящего.
Обычный снимок облекает в форму и структурирует наши глубинные эмоциональные состояния и бессознательные коммуникации. Он выступает в качестве границы между когнитивной и сенсорной сферами, между внутренним «я», недоступным нашему сознанию, и «я», о котором мы знаем; между «я», которое мы знаем изнутри, и «я», которое видят окружающие. Он также может связывать прошлое и настоящее, формируя многоуровневую, взаимосвязанную матрицу, подготавливая нас к преодолению настоящего и движению вперед. Снимок объединяет физический и психический миры, реальность, о которой мы знаем, с реальностью, становящейся очевидной лишь позднее, когда ее взаимосвязи или закономерности проявляются в ретроспективе.
Техники фототерапии могут использоваться для выявления забытой, скрытой информации или той, от которой люди защитили себя, а также для ее перемещения в сферу познания; особенно это касается невербальной информации (которую невозможно полностью передать словами). Эти техники позволяют людям воссоздать подробности своей жизни, изначально зафиксированные как сенсорные ощущения, и вспомнить что-то важное, но эта важность становится очевидной лишь под воздействием визуального стимула, способствующего осознанию данных ассоциаций.
Личный фотоснимок является одновременно интеллектуальной и эмоциональной собственностью, обладание которой характеризуется не только внешним видом, но и тем, как этот тип бессознательно конструируется, обретая значение и эмоциональный заряд. Фотографии клиентов и фотографии, сделанные клиентами, представляют собой взгляд изнутри и взгляд извне, демонстрируя при этом разные стороны личности. Автопортреты демонстрируют оба типа одновременно, альбомные фотографии - тоже, но с учетом временных интервалов. В конечном счете, они идентичны при использовании в качестве инструментов фокусирования, помогающих людям лучше понять свою жизненную ситуацию.
Техники фотопроекции помогают клиентам понять, как их восприятие фотографий отражает то, каким образом они изнутри определяют, «кадрируют» мир и окружающих людей, а также то, что их мысли, чувства, воспоминания, воззрения (и следующие из этого реакции) хранятся внутри них, под защитой «секретных» кодов, которые порой можно открыть лишь с помощью визуальных подсказок.
Автопортреты - возможно, наиболее мощные и ценные снимки в терапевтическом процессе; способствуя проявлению зрелой, сознательной личности, а также изучению и сравнению представлений о себе, они являются критическими шагами на пути к желаемым переменам и исцелению. Фотографии клиентов являются источником множества внешних корреляций, при помощи которых можно сопоставить внутренние представления клиента о себе с внешними рефлексиями. В свою очередь фотографии, созданные или собранные клиентом, служат феноменологической конструкцией личности, отражающей значимые аспекты жизни пациента. Фотографии семейных альбомов и прочие биографические снимки иллюстрируют «избирательную реальность» семьи, призванную выдержать испытание временем. В рамках данных персональных нарративов люди навеки застывают вместе, демонстрируя разнообразную динамику взаимоотношений, а одномоментные проявления чувств становятся перманентными.
Таким образом, фототерапия - это не только изучение очевидного смысла фотографии, пассивно считываемого с поверхности снимка. Важно то, что данными снимками можно более активно оперировать для дальнейшего исследования и использования полученной «секретной» информации, в то время как бессознательное символически представляется естественным визуальным языком. Суть заключается в том, чтобы с помощью фотографий-стимулов научиться задавать вопросы. Это будет способствовать проведению внутренних терапевтических исследований и приобретению знаний о том, что, когда и как спрашивать, чтобы помочь клиентам в познании себя.
Большинство людей, не задумывающихся о том, что фотография фиксирует определенный срез времени, удивляется и восторгается волшебной возможностью выхватить определенный момент из бесконечного потока времени и остановить его как мгновение, длящееся вечно. Эта сила - часть эмоциональной логики и неосознанного понимания, которое приходит к людям в результате их взаимодействия со снимками; это также может быть мощным инструментом фокусирования на себе и собственной жизни.
Грамотность в своей основе визуальна, а визуальная грамотность является основой, потому фотографии становятся логическим языком коммуникации в терапевтическом диалоге (на самом деле, я считаю, что они являются естественным языком, облегчающим любой диалог!).
Какова бы ни была метафора, обычные снимки людей обладают необычайной важностью и таят в себе немало тайн. Они позволяют изучать преимущественно невербальные аспекты невербальными способами. Они могут быть подходящим ключом к ранее недоступной информации, к чувствам и воспоминаниям, изучить которые невозможно лишь с помощью слов.
Они объединяют вербальное, визуальное и эмоциональное. Объясняя эти связи, люди начинают видеть собственную жизнь, осознавать ее важность. С использованием техник фототерапии клиенты получают намного более точную картину своей жизни, чем ту, что создает пресловутая тысяча слов. В своей поэме «Бёрнт Нортон» Т.С. Элиот говорит о том, что настоящее и прошлое - это часть будущего, а будущее, по сути, содержится в прошлом [Eliot, 1968]. По моему мнению, это составляет суть фотоснимков и фототерапии в целом.
Считаю важным отметить еще и то, что люди используют фотоснимки в целях усовершенствования коммуникации и восстановления в процессе лечения, иногда даже не зная такого термина, как «фототерапия». Поскольку взаимодействие клиентов с терапевтами (и самими собой) в первую очередь основано на невербальных визуально-сенсорных кодах, то логично, что визуальный язык фотографии должен широко использоваться в терапии для активации подобной эмоциональной информации.
Разумеется, невозможно предсказать, что произойдет в будущем, однако очевидно одно: некоторые из данных перспективы пока сложно представить. Фототехнологии продолжают стремительно развиваться, и наши клиенты в будущем будут легко их использовать для естественного документирования повседневности. Как следствие, потенциал применения фототерапевтических техник в консультировании скорее всего возрастет до того уровня, который мы на сегодняшний день не можем себе представить. Вопрос не в том, будут ли фототерапевтические техники соответствовать этому развитию, а в том, будут ли терапевты восприимчивы к постоянно развивающимся технологиям, смогут ли они безболезненно к ним приспособиться и применять все более сложняющиеся инструменты в процессе консультирования клиентов.
Список источников
Berman L. Beyond the smile: The therapeutic use of the photograph. Lon¬don: Routledge, 1993.
Comfort C.E. Published pictures as psychotherapeutic tools // Arts in Psy¬chotherapy, 1985. Vol.12. №4. P. 245-256.
DeMarre L. Phototherapy; Traveling beyond categories // Afterimage: The Journal of Media Arts and Cultural Criticism, 2001. Vol.29. №3 (Nov/Dec). P.6.
Eliot T.S. The Four Quartets. New York: Harvest Books, 1968.
Entin A.D. The use of photographs and family albums in family therapy / A. Gurman (Ed.) Questions and answers in the practice of family therapy. New York, NY: Brunner/Mazel, 1981. P. 421-425.
106
Fryrear J.L. Photographic self-confrontation as therapy / D.AKrauss, J.LFryrear (Eds.) PhotoTherapy in mental health. Springfield, IL: Charles C. Thomas, 1983. P. 71-94-
Fryrear J.L. Visual self-confrontation as therapy // Phototherapy, 1982. V0I.3. №1. P.11-12.
Fryrear J.L., Corbit LE. Photo art therapy: A Jungian perspective. Spring¬field, IL: Charles C. Thomas, 1992.
Gough M.L.K. PhotoTherapy with the bereaved // The Forum (Association for Death Education and Counseling), 2003. Vol. 29. №2 (April/May/June). P.7.
Gough M.L.K. Remembrance photographs: A caregiver's gift for families of infants who die / S.L.Bertman (Ed.) Grief and the healing arts: Creativity as ther¬apy. Amityville, NY: Baywood, 1999. P. 205-213.
Hogan (Turner) P. Phototherapy in the educational setting // Arts in Psy¬chotherapy, 1981. Vol.8. №3. P.193-199.
Kaslow F.W., Friedman J. Utilization of family photos and movies in family therapy // Journal of Marriage and Family Counseling, 1977. V0I.3. №1. P. 19-25.
Krauss DA. A summary of characteristics of photographs which make them useful in counseling and therapy // Camera Lucida, 1980. №2(4). P. 6-7.
Krauss DA. Photography, imaging, and visually referent language in ther¬apy: Illuminating the metaphor // Phototherapy, 1981. №1(5). P. 58-63.
Krauss DA. Reality, photography and psychotherapy / D.A.Krauss, J.L. Fryrear (Eds.) PhotoTherapy in mental health. Springfield, IL: Charles С Tho¬mas, 1983. P. 40-56.
Krauss DA. The uses of still photography in counseling and therapy: Devel¬opment of a training model. Unpublished doctoral dissertation. Ohio: Kent State University, Kent, 1979.
Krauss DA., Fryrear J.L. Phototherapy in mental health. Springfield, IL: Charles С Thomas, 1983.
Landgarten H. Magazine photo collage: A multicultural assessment and treatment technique. New York: Brunner/Mazel, 1993.
Phillips D. Photography's use as a metaphor of self with stabilized schizo¬phrenic patients // Arts in Psychotherapy, 1986. Vol. 13. №1. P. 9-16.
Sandoz C.J. Photographs as a tool in memory preservation for patients with Alzheimer's disease // Clinical Gerontologist, 1996. №17. P. 69-71.
Spence Jo. Putting myself in the picture: A political personal and photo¬graphic autobiography. London: Camden Press, 1986.
Stewart D. Photo Therapy: Theory and practice // Art Psychotherapy, 1979. Vol.6, №1. P. 41-46.
Walker J. The photograph as a catalyst in psychotherapy / DA.Krauss, J.LFryrear (Eds.) PhotoTherapy in mental health. Springfield, IL: Charles С Tho¬mas, 1983. P. 135-150.
Walker J. The photograph as a catalyst in psychotherapy // Canadian Jour¬nal of Psychiatry, 1982. №27. P. 450-454.
Walker J. The use of ambiguous artistic images for enhancing self-awareness in psychotherapy // Arts in Psychotherapy, 1986. Vol.13. №3. P. 241-248.
Weiner R.L., Abromowitz L. Use of photographs as therapy for demented elderly // Activities, Adaptation, & Aging, 1997. №21. P. 47-51.
Weiser J. "More than meets the eye": Using ordinary snapshots as tools for therapy / T. Laidlaw,С Malmo & Associates (Eds.) Healing voices: Femi¬nist approaches to therapy with women. San Francisco: Jossey-Bass, 1990. P. 83-117.
107
Вайзер
Weiser J. "See what I mean?" Photography as nonverbal communication in cross-cultural psychology / F. Poyatos (Ed.) Cross-cultural perspectives in non¬verbal communication. Toronto: Hogrefe, 1988a. P. 245-290.
Weiser J. Ethical considerations in PhotoTherapy training and practice // Phototherapy, 1986. Vol. 5. №1. P.12-17.
Weiser J. PhotoTherapy techniques: Exploring the secrets of personal snap¬shots and family albums // Child & Family, 2002. Spring/Summer. P. 16-25.
Weiser J. PhotoTherapy techniques: Exploring the secrets of personal snap¬shots and family albums. - Vancouver: PhotoTherapy Centre Press, 1993,1999.
Weiser J. PhotoTherapy techniques: Using clients' personal snapshots and family photos as counseling and therapy tools (Invited feature article in "Special Double Issue: Media art as/in therapy") // Afterimage: The Journal of Media Arts and Cultural Criticism, 2001. Vol. 29. №3 (Nov/Dec). P. 10-15.
Weiser J. PhotoTherapy: Photography as a verb // The B.C. Photographer, 1975- №2. P. 33-36.
Weiser J. PhotoTherapy: Using snapshots and photo-interactions in therapy with youth / C. Schaefer (Ed.) Innovative interventions in child and adolescent therapy. New York: Wiley, 1988b. P. 339-376.
Weiser J. PhotoTherapy's message for Art Therapists in the new Millennium //Journal of the American Art Therapy Association, 2000. Vol. 17. №3. P. 160-162.
Weiser J. Training and teaching photo and video therapy: Central themes, core knowledge, and important considerations // Phototherapy, 1985. V0I.4. №4. P. 9-16.
Weiser J. Using photographs in therapy with people who are 'different' / DA Krauss, J.L. Fryrear (Eds.) PhotoTherapy in mental health. Springfield, IL: Charles С Thomas, 1983. P. 174-199.
Wessels D.T. Using family photographs in the treatment of eating disorders // Psychotherapy in Private Practice, 1985. Vol. 3. №4. P.95-105.
Wilder M.E. Using photographs in the termination phase // Social Work, 1977. Vol. 22. №4. P.318-319.
Wolf R.I. The Polaroid technique: Spontaneous dialogues from the uncon¬scious // Art Psychotherapy, 1976. Vol. 3. №3. P. 197-201.
WolfRJ. Instant phototherapy with children and adolescents / DA Krauss, J.L. Fryrear (Eds.) Phototherapy in mental health. - Springfield, IL: Charles С Thomas, 1983. P. 151-174.
WolfRJ- Instant Phototherapy: Some theoretical and clinical considerations for its use in psychotherapy and in special education // Phototherapy, 1982. V0I.3. №1. P. 3-6.
WolfRJ. The use of instant photography in creative expressive therapy: An integrative case study // Art Psychotherapy, 1978. V0I.5. №1. P. 81-91.
Zakem B. Photographs help patients focus on their problems // Psychology Today, 1977. Vol.11. №4. P. 22.
Zwick D.S. Photography as a tool toward increased awareness of the aging self // Art Psychotherapy, 1978. V0I.5. №3. P. 135-141.
Перевод с английского Ярослава Кирсанова под редакцией Марии Ворона
108
Визуальный анализ сегодня занимает уверенные позиции в академической науке, образовании и практике работы с людьми. Антропологи одними из первых начали изучать визуально-насыщенную текстуру других людей и культур, но критическая переоценка и настройка оптики происходила постепенно. Это издание вносит вклад в осмысление методологии и техники исследований, связанных с созданием, отбором и использованием образов в повседневности «рассматривающих друг друга» сообществ.
Виктория Боннелл - профессор социологии Университета Калифорнии в Беркли, США
Кино, фотография, реклама, устройство обжитого пространства и его наполнение вещами -эти и многие другие явления можно рассматривать как своеобразные языки, порождающие визуальные тексты культуры. Визуальная антропология обращается к анализу этих составляющих культуры. Одновременно эта дисциплина и сама порождает визуальные тексты: фотография, аудио и видеозапись оказываются сегодня неотъемлемой частью этнографии. Книжная полка социолога, культуролога и любого, кто интересуется визуальными исследованиями, будет неполной без этого издания.
Илья Утехин - профессор
факультета антропологии Европейского
университета в Санкт-Петербурге
Перед нами одна из немногих книг по теории и методологии визуальных исследований. Ее авторы стремятся понять, как взаимодействуя с образами дома, семьи, женственности и мужественности, люди вплетают их в контекст представлений о себе, овладевая исторической памятью сообщества. И сама академическая визуальная культура при этом становится предметом рефлексии исследователей. Книга иллюстрирована примерами визуальных штудий и будет с интересом встречена читателями.
Сара Д. Филлипс - профессор антропологии Университета Индианы, Блумингтон, США
У770)
директор Центра фототерапии в Ванкувере Канада Джуди Вайзер
www.phototherapy-centre.com
Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей
Джуди Вайзер