День первый
Село Тугур Тугуро – Чумиканского района Хабаровского края.
К 9.30 мы подошли к пристани со своими вещами, где стояло судно «Родонит».
Нас пришли провожать Екатерина, Петр, Ольга, Василий, Павел. Петр сказал, что из его знакомых, мы вторые, кто добирается до Николаевска - на - Амуре и Хабаровска морским путем. Екатерина, с сожалением, сообщила, что не видела Шантарские острова.
А я волновалась, как перенесу морское путешествие, т.к. для меня это впервые. Прилив. Прилив хороший, вода значительно поднялась у пристани. Капитан сообщил о выходе. Мы попрощались с провожающими и отчалили от берега.
Вышли по реке Кутим в Тугурский залив в 10.15 час. Погода стояла солнечная. К счастью, морской болезни у меня не было!
Нам выделили каюту матросов в носовой части судна. Матросы отдыхали посменно.
Команда небольшая – 7 человек. Опытный капитан команды Юрий Иванович Подзолков. Старший помощник или старпом Александр Сергеевич Развозжаев, матросы Юрий Николаевич Барышев, Максим Валерьевич Буль. Старший механик Александр Владимирович Чупров, механик Сергей Петрович Парамонов. Повар и единственная женщина в команде Светлана Лавриненко. Команда имеет большой опыт. У команды отличное чувство юмора, выдержка и тактичность. Корабль ходит в Тугуро – Чумиканский район, в Аяно – Майский район и в другие места. Охотское море северное и холодное.
Мы остановились в Тугурском заливе на ночь, т.к. по прогнозам в море шторм. Недалеко от берега бросили якорь и наблюдали за окружающим диким морским пейзажем Охотского моря.
Вода чистейшая, небольшой ветерок. Медузы плавно танцевали в воде. Белые, коричневые, маленькие и большие. Волны мягко покачивали судно.
И не верилось, что где там, в море шторм. Наловили рыбу – морского окуня терпуга. Фотографировали окрестности, жаль, что команда не выходила на берег. Есть правило. Это грузовое судно, а не прогулочный прибрежный катер для туристов.
Из морских животных пока никого не встретили. Только маленькая, любопытная нерпа, крутилась рядом и наблюдала за нами, а я за ней. Ее симпатичная головка, показывалась в разных местах. Поужинав, надышавшись свежим морским воздухом, мы легли спать. Ночью было относительно спокойно.
День второй
6.00 снялись с якоря, и пошли сторону Малых Шантраских островов.
Светлана – повар и хозяйка камбуза накормила команду и нас вкусной молочной рисовой кашей, варениками со смородиной и с яблоками. Жареной рыбой, которую мы вчера дружно ловили. Ватрушки с творогом и маком. Завтрак плотный, сытный, калорийный.
Одевшись теплее, мы устроились на форд бич. Я присела на кнехт, куда крепится швартовый конец.
Мы с Виктором надеемся, что нам встретятся касатки или киты. Вокруг непередаваемая первозданная красота дикой природы Охотского моря.
Где морской горизонт выгибается едва заметной дугой и сливается с небом. Высокие сопки, с нежной бархатистой зеленью хвойного леса. Они переходят в отвесные скалы у береговой линии и окатываются волнами моря.
Кекур – одинокая скала, выходящая из воды или каменный столб, как каменные исполины, молчаливо провожают нас. Свежий и прохладный морской воздух и крики чаек. Чайки дрейфуют на тонких стволах деревьев моря (плавника), словно ноты на нотном стане. Вода меняет окраску, как хамелеон. Темно – зеленая, серо – зеленая, бирюзовая и голубая, в зависимости от ветра, солнца, облаков.
Сидя на форд бич, смотрела на то что, видели первооткрыватели! Потрясающее ощущения!
Первооткрыватели Охотского моря:
Российские исследователи Москвитин и Поярков были первыми европейцами, которые посетили Охотское море и остров Сахалин в 1640-х годах. Первым русским поселением на берегу Охотского моря был порт Охотск, который оказался более коммерчески успешным, чем Аян в 1840-х годах. Русско-американская компания монополизировала торговлю на море в первой половине 19-го века. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга систематизировала карты всего побережья моря, начиная с 1733 г. Жан-Франсуа Лаперуза и Уильям Роберт Бротон были первыми нерусскими, а европейскими мореплавателями, пришедшими в эти воды. Иван Крузенштерн исследовал восточное побережье Сахалина в 1805 году. Мамия Риндзо и Невельской определил, что Сахалин был действительно островом, который отделен от материка узким проливом. Первое подробное изложение гидрологии моря было подготовлено и опубликовано Степаном Макаровым в 1894.
Меня захватывал восторг. Мои предки – эвенки, жили на Охотском море. Встречались с первооткрывателями, были их проводниками в тайге и учили выживать в экстремальных условиях. Эвенки встречались с китобойцами и были свидетелями деятельности Российско – Американской компании на территории Охотского побережья. Тут были японцы, американцы, англичане. Многие хотели владеть этим богатым краем. Но им не повезло.
Я понимаю, что не всем интересны такие экстремальные путешествия. Конечно, легче побывать на комфортабельных курортах, но я думаю, что мы не получили бы такие сильные эмоции от увиденного, лежа на шезлонге на берегу теплого моря. Это необычайно яркие впечатления, которые делают тебя сильнее, богаче внутренне. Они навсегда останутся в памяти. Как бы не сложилась наша дальнейшая жизнь в городской суете.
И вот мы идем мимо Малых Шантарских островов. За ними вдали выступают Большие Шантарские острова. Дальше можно увидеть Заячий остров. Красота дикая и нетронутая. Здесь можно слиться с природой. Время словно останавливается. Можно посмотреть на себя со стороны, на свою жизнь и что-нибудь понять. Или просто от всех отдохнуть. Побыть наедине с собой. Может быть, поэтому состоятельные люди, готовы платить большие деньги за возможность побывать на диких землях Охотоморья? Здесь бескрайняя тайга, море, простор и безлюдье. Полная изоляция от людей и тишина. Только звуки моря, тайги и экстрим.
Проходим Малые Шантары, остров Заячий и идем к мысу Врангеля. Нас встретил сулои – это всплески, завихрения в море, там, где на мелком месте сталкиваются течения различных направлений, места опасные для парусников.
Началась качка. Сильный ветер, волны двухметровые. Судно качало из стороны в сторону. Не очень приятные ощущения. Шторм был где - то рядом. Было принято решение встать на якорь рядом с мысом Врангеля на ночевку.
Барон Фердинанд Петрович Врангель - российский военный и государственный деятель, мореплаватель и полярный исследователь, адмирал (1856), управляющий Морским министерством.
Величественная, торжественная и молчаливая красота открывающего пейзажа мыса Врангеля. Мыс Врангеля острым углом входит в Ульбанский залив. Мы летели над Ульбанским заливом на вертолете, когда неделю назад до поездки по морю, приехали в Тугур, залетали за рыбаками, потом приземлились в Тугуре. Тогда был вид на залив с высоты птичьего полета. Теперь мы качались на его водах.
Серо – белый цвет мыса Врангеля выделяется на фоне залива. Изумрудные волны омывают его. Красота! Вода меняет цвет от изумрудного до темно – серого. Мыс, словно молчаливый стражник, встречает путников.
Якорь бросили недалеко от отвесного берега. В скалистой стене белеет маленький ключ с пресной водой. Он бьет прямо из скалы и сливается с морской. Отличная погода, солнце, тепло. Пришло еще одно судно. Потом еще. Все пережидали плохую погоду.
Члены команды отдыхали, занимались своими делами. А мы решили порыбачить. Глубина 18 метров. Вода лазурная. Кажется, что теплая. Но это не так. Наловили камбалы. Светлана ловила рыбу на закидушку, которую сама сделала. Завтра у нас будет пойманная нами жареная камбала.
Откуда – то с моря незаметно появился рыбак на резиновой лодке с мотором. Он был загорелый, с щетиной, в больших болотных сапогах. Капитан пригласил его попить чай. Человек в больших сапогах рассказа об огромной волне, которая появляется тут у мыса Врангеля. Иногда волна доходит до 9 метров, появляется неоткуда и уходит в море. А все волны, наоборот, в сторону берега. Волна опасна. Нужно знать, такое явление бывает рядом с мысом Врангеля.
Рыбак сел в лодку и уехал.
Вечером, поужинали, посмотрели фильм и легли спать. Тут на море, погода всем и всеми руководит. Ждем, что погода нашепчет нам завтра.
День третий
Ранним утром, снялись с якоря и отправились в сторону Амурского лимана Татарского пролива. Там по плану мы остановимся на ночь.
Судно набирало скорость, а позади мыс Врангеля покрывал туман. Мы быстро отходили от приютившего нас на ночь мыса Врангеля. Я мысленно поблагодарила его за приют и спокойную ночь.
А туман все надвигался и плотно закрывал мыс. Погода портилась, ветер усиливался. Позже море потемнело, а волны становились выше и выше. Как - то стало неспокойно на душе. Честно говоря, я испугалась не на шутку.
Виктор уже два дня занимается фотоохотой на касатку и тут ему повезло, мимо нас проплыла касатка, по-видимому, спеша к своей стае. Вчера рыбак нам рассказал, что в Николаевском заливе, рядом с мысом Врангеля скопились касатки, аж девять особей, пережидают штормовую погоду.
Касатка показала нам только плавник. И помчалась по своим морским делам дальше.
Вокруг корабля топорки охотятся за рыбой или сидят на воде и дружно смотрят на нас.
Чайки шумно ругаются между собой и пытаются поймать рыбку из стайки, которая поднялась к поверхности или летают вокруг корабля стройными рядами, как истребители в строю.
На носу судна чайки дерутся за главное и самое высокое место на носовой мачте.
Волны вздымались и качали наше судно из стороны в сторону, вдоль и поперек. Ветер усиливался. Мой страх тоже усиливался с ветром.
Капитан принял решение встать на якорь около маяка. Маяк стоит на мысе Лидке в Сахалинском заливе. Это единственный маяк, где работают синоптики. Сам маяк не работает. Стоит жилой дом, рядом башня.
Наше судно качало. Ветер был сильный до 30 метров – это ураганный ветер. Очень опасный. И одновременно мы увидели радугу.
Это очень необычное явление мы наблюдали почти полчаса, качаясь на волнах под ураганным 30 метров в секунду ветром.
Радуга упрямо стояла под штормовым ветром и мы наблюдая ее, понимали, что ничего плохого с нами не случиться.
Меня успокаивала лишь то, что мы у берега и на берегу тоже есть люди. Легли спать. Для меня эта ночь была настоящим испытанием! Мысли в голову приходили разные и не очень радужные. Ночь казалась бесконечной.
День четвертый
3.00 час.утра - ветер залег, в 4.20 «Родонит» поднял якорь и тронулся в путь. Капитан сказал, что позже узнает, как прошли два других судна район шторма. Они вчера попали в шторм. Надеюсь, что они дошли до места назначения благополучно.
Сегодня, я осознала вчерашнее событие. Насколько сильные люди вокруг нас! У всей команды огромная выдержка. Все были абсолютно спокойны внешне, собраны. Говорили мало. Можно сказать, молча делали каждый свое дело. Мне говорили, что это небольшая волна и все нормально.
Я поняла, что из меня бы не вышел моряк, потому что, у меня нет такой выдержки, силы воли и такого спокойствия во время экстремальной ситуации.
А море спокойное, солнце, чайки, радуга. Красота! Как будто вчера ничего не было, не было шторма в море и ураганного ветра.
Море словно показало нам, что оно может! Капитан, Юрий Иванович, сказал, что такой ураганный ветер бывает редко. И погода на море абсолютно непредсказуема, может измениться моментально и принести такие сюрпризы, которые никак никто не ожидал!
Мы идем мимо острова Сахалин. На фотографии виден участок лимана, который указан на карте как минное поле, там еще с войны на дне могут находиться мины в боевом режиме.
Входим в Амурский лиман. Сразу видно разделение, где соприкасаются морская вода с водой из реки Амур.
Вода стала светло - коричневой от вод реки Амура, как большое Амурское море. Это Амурский лиман. Волн нет, как то даже скучно. Чайки, светло – коричневая вода.…
Навстречу идут большие морские корабли. Сезон рыбалки. Интересно, так много рыбаков, а сколько же рыбы останется в море? Ее вылавливают тоннами…
Вечерний пейзаж на закате в Амурском лимане навевает настроение восторженности перед силами природы. На горизонте мыс Лазарева.
Такое ощущение силы природы может быть только там, находясь и наблюдая в живую это.
Подходим в четыре часа ночи к городу Николаевск-на-Амуре и встаем на якорь. Порт начинает работать в 9 часов утра. Все, отдыхаем, утром нам надо попытаться купить билеты на автобус до Хабаровска.
День пятый
Утро. Мы в Николаевске-на-Амуре. Хорошая погода и хорошее настроение позволяют смотреть в будущее с надеждой, что еще все впереди. Порой, во время шторма, появлялись мысли, что все, вот, наступил наш час, но нет, все позади и мы скоро будем дома.
Подошли к берегу, и мы высадились, члены команды помогли нам выгрузить наши вещи. Мы вызвали такси до компании, где продают билеты до Хабаровска. А Светлана и Максим пошли в город закупить свежих продуктов, арбуз, молоко, хлеб и т.д. Им еще четыре дня добираться вверх по течению до Хабаровска.
Вот и закончилось наше путешествие по Охотскому морю. Мы еще не понимали тогда значимости этого путешествия для нас. Впечатления, эмоции, полученные нами, останутся с нами на всю жизнь.
Фотографии, видео Виктор Мукадесович Алеветдинов
Охотское море