Эмоции – неотъемлемая часть человеческой жизни. Они помогают определить наше отношение к различным фактам повседневности, изучить все стороны окружающей действительности, сопровождают нас на всех этапах существования. В частности, они активно влияют на процесс получения новых знаний. Еще древнегреческие мыслители обратили внимание на то, как эмоции дополняют любую новую информацию о мире. Во многом именно они руководят нами при совершении важнейших шагов, связанных с выбором профессионального пути.
Огромную роль наши чувства и ощущения играют в творческом процессе, при создании предметов искусства. Наблюдая за особенностями взаимосвязи эмоций и обучения, ученые открыли, что именно чувственное восприятие является необходимой частью акта познания, оно способно как затормозить его интенсивность, так и придать ему темп и особое качество.
Наблюдения специалистов показали, что ведущую роль в процессе получения новых знаний играет именно эмоциональный фон подачи этих знаний, а также эмоциональная база воспринимающего и тот заряд ощущений, который несет в себе сама учебная информация.
Обратимся к примерам из жизни. В школе именно настроение ученика определяет его активность и работоспособность. Плохое самочувствие, неуверенность в себе и психологический дискомфорт препятствуют получению новых знаний, эффективной работе ребенка на занятиях. Эмоции оказывают влияние и на результат учебной деятельности: позитивное отношение к действительности, вера в успех помогает преодолеть трудности и быть готовым к разного рода нагрузкам. Во многом чувства призваны сформировать верную оценку продукта познавательной деятельности, особенно если они не подвержены зависимости от внеучебных негативных факторов.
Целеполагание при учебном процессе также должно быть эмоционально окрашенным, нуждаться в чувственном восприятии. Поэтому любые задачи необходимо формулировать в позитивном ключе. Это и определяет уровень стрессоустойчивости человека, его готовности к труду при мыслительной деятельности.
Эмоции не только влияют на ход учебной деятельности, они также осуществляют отбор информации, выделяют круг предметов, имеющих ценность для конкретной личности.
Конечно, эмоциональность одних может быть выше эмоциональности других, однако, это не так важно. Гораздо важнее выработать в себе привычку уделять внимание чувствам – своим и чужим. Рациональность при познании должна вступить в тесный союз с тем богатством ощущений и их информативностью, которые предлагает нам обучение.