Фототерапия состоит в использовании обычных снимков и интеракциях с данными снимками в рамках осознанно применяемой модели терапевтической практики, при которой квалифицированные специалисты в области психического здоровья используют данные техники (как неотъемлемую часть терапии) в процессе консультирования клиентов. «Терапевтическая фотография» - это использование фотографии в самостоятельно организованной (не предписанной терапевтом) деятельности, которая осуществляется самими индивидами «для себя», в целях личностного роста и самопознания. А также в целях совершения личных открытий, исследования себя, с целью сделать художественное заявление и/или в качестве инструмента личных / политических / социальных изменений, вне формального контекста консультации (т.е. официально не присутствует терапевт, который руководит процессом или позднее обсуждает перенесенный опыт с клиентом в более широком контексте специально организованного консультирования).
Таким образом, очевидно, что «фототерапия», появившаяся в Северной Америке и Европе, довольно отличается от той «фототерапии», которую в тот же период времени Джо Спенс 2, а затем и другие з стали развивать в Англии (направление, которое в других странах давно было известно как «терапевтическая фотография», «автобиографическая фотография», «фотографическое самопознание» и даже «фотографические исследования культуры»).
1 Автор использует сложно переводимый на русский язык каламбур. В английском языке слово «воспоминание» звучит как recollection, которое автор разбивает на морфемы ге- (префикс, означающий повторное действие) и collection (существительное, означающее накопление, коллекцию, процесс сбора частей в целое). Соответственно, воспоминание - это буквально воссоединение пережитого опыта - Прим. переводчика.
2 Подробнее о «терапевтической фотографии» Спенс см. на странице www.phototherapy-centre.com/comparisons.htm
3 Многие самодеятельные практики фото-активистов основывались на данной концепции. Примеры см. на странице vww.phototberapy-centre.com/reconrmended_rradings.htm
К сожалению, случайное совпадение данных весьма различных практик, получивших одинаковое название, часто приводит к путанице (особенно это характерно для арт-терапевтов и студентов в Великобритании, которые далеко не всегда различают эти подходы).
Как было сказано ранее, арт-терапию и терапевтическую фотографию полезно рассматривать в качестве двух полюсов диапазона, в рамках которого можно поместить все фото-ориентированные поисковые практики: на одном полюсе - «фотография в терапии», а «фотография как терапия» - на другом. Однако эти две техники не являются конфликтующими противоположностями. Они пересекаются, поскольку фототерапия естественным образом включает многие аспекты терапевтической фотографии, однако проникает глубже, осуществляя направленную работу с бессознательным. Это просто разные способы использования эмоциональной информации, бессознательно запечатлеваемой на личных снимках: фототерапия требует участия квалифицированного консультанта, формально контролирующего и поддерживающего процесс, тогда как терапевтическая фотография этого не требует. В одной практике акцент делается на терапии, в другой - на фотографии.
Люди часто используют камеру как инструмент личных и социальных изменений в рамках личных фото-практик или публичных выставок как политических заявлений. Но подобные действия могут также необычайно быстро вызывать сильные эмоции, что порой повергает в смятение тех, кто не обучен реагировать на подобные неожиданные реакции. -Поскольку в терапевтической фотографии не требуются ни предварительная подготовка в области терапевтической теории, ни навыки консультирования, то не существует и той защитной рамки консультирования, с помощью которой важно сразу же разрешать эмоции, овладевающие участниками процесса. Занятия терапевтической фотографией индивидуально, как и в группе с применением обратной связи может потребовать присутствия терапевта, способного прояснить происходящее. А работа с личными открытиями и эмоциями в рамках формальной структуры терапевтического процесса является основой, процессом и назначением фототерапии.
Очевидно, что многие люди, в данный момент занимающиеся фототерапией или терапевтической фотографией, могут не знать, как по всему миру на самом деле называются данные практики. Другие также могут работать в этих сферах, но не столь «публично» (публичность работы выражается в писательской и издательской деятельности, в размещении сайтов в сети), и поэтому они могут не знать о работе друг друга (несмотря на существование широких сетей для обмена информацией 0- Усложняет общую картину и то, что многие профессиональные терапевты поощряют клиентов
1 Больше информации о практикующих по всему миру специалистах и множестве программ, использующих оба вида фото-ориентированных техник, см. в разделах «Ссылки по теме», «Кто, что и где делает» на сайте www.phototherapy-centre.com
к занятию терапевтической фотографией в качестве способа более интенсивного самопознания и просят затем приносить полученные фотографии на сеансы терапии. Таким образом, в основе более глубокой консультационной работы лежит комбинация двух подходов *.
Долгое время работая в сфере фототерапии, я полагаю, что, несмотря на то, что терапевтическая фотография не является терапией, и практикующим специалистам обоих направлений важно осознавать общие черты данных подходов, а также уважать их ограничения (и следствия), обусловленные различиями. Однако эта статья посвящена техникам фототерапии, поэтому далее в тексте терапевтическая фотография обсуждаться не будет. Существуют более объемные статьи, которые глубже рассматривают и сопоставляют эти две сферы [Weiser, 2001], а также полное издание, служащее в качестве «практического пособия по фототерапии» [Weiser, 19991- В следующем разделе представлено введение 2 в каждую из техник фототерапии.
директор Центра фототерапии в Ванкувере Канада Джуди Вайзер
www.phototherapy-centre.com
Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей
Джуди Вайзер