Варианты применения фотографии в психотерапии и тренинге - Блог - Авторский сайт Виктор Алеветдинов

Варианты применения фотографии в психотерапии и тренинге - Блог - Авторский сайт Виктор Алеветдинов

Авторские терапевтические фотографии природы, борьба со стрессом, гармонизация личности, спокойствие и успешность
Многообразие современного мира предполагает наличие в человеке творческих способностей, знаний в различных областях нашей жизни и самое главное - способность все эти знания применить для собственного блага.
Арт-терапевта Виктор Алеветдинов
ЛИЧНЫЙ САЙТ. ВИКТОР АЛЕВЕТДИНОВ.
Творческий подход гарантирую
Перейти к контенту

Главное меню:

Варианты применения фотографии в психотерапии и тренинге

Авторский сайт Виктор Алеветдинов
Опубликовано вход психология ·
Tags: фототерапияЮпсихология
Возможно несколько вариантов включения фотографии в программы, имеющие лечебно-коррекционную, психопрофилактическую, реабилитационную или развивающую направленности.
  1. Фотография может использоваться однократно или эпизодически, например, на тех этапах работы, когда у клиента или участников группы возникает желание ее применить. При этом они могут быть движимы простым любопытством, желанием получить новый творческий опыт, установить более тесный контакт с реальностью, несколько дистанцироваться от чувств, получить зримое подтверждение произошедших в них изменений, запечатлеть особенно значимые для них моменты работы или иными потребностями. Эти потребности могут иметь временный характер, и после всплеска интереса к фотографии клиент может перейти к использованию других средств и материалов. Специалист при этом должен постараться разобраться в том, каким потребностям клиента или группы отвечала фотография, и если окажется, что обращение к ней связано со значимыми тенденциями развития, он может более активно поддержать их интерес к этому виду работы.
  2. При наличии у клиента или группы устойчивого интереса к использованию фотографии они могут применять ее регулярно на протяжении всего процесса работы. При этом специалист может либо предоставить им полную свободу действий и, следуя принципам недирективного подхода, обеспечить оптимальные условия для работы и стимулировать выражение чувств, либо предложить им определенные техники и упражнения, позволяющие организовать работу и сфокусироваться на решении конкретных задач.
  3. Возможна организация специальных фототерапевтических групп, работающих в формате психотерапии или тренинга и применяющих фотографию в качестве основного рабочего инструмента.
  В двух последних случаях допустимо и полезно дополнять фотографию иными материалами и средствами: это предоставляет клиентам дополнительные творческие возможности. За редким исключением, к каковым можно отнести группы с низкой динамикой (например, в силу особенностей их состава), ведущему следует быть готовым к тому, что потребности группы и ее отдельных членов будут меняться и у них будет появляться желание использовать, помимо фотографии, и другие материалы и средства. Я считаю, что в силу своей инструментальности и контролирующей роли фотография при определенных условиях может даже сдерживать групповую динамику или выражение чувств отдельных клиентов. В таких случаях предпочтение может быть отдано мягким изобразительным материалам, в том числе тем, которые предполагают прямой тактильный контакт и возможность более непосредственного и спонтанного выражения эмоций.
  К недостаткам фотографии как психотерапевтического средства следует отнести отсроченность результатов съемки. После того, как съемка произведена, требуется определенное время на проявку пленки и печать фотографий. Если не использовать «Полароид» или цифровые камеры, готовые фотографии сложно получить в ходе того же занятия, на котором производилась съемка. В ряде случаев это может приводить к повышенному психическому напряжению и беспокойству, которые будет достаточно сложно контейнировать. Если у отдельных клиентов или группы в целом имеется склонность к бессознательному отреагированию аффектов и снижена способность к саморегуляции, психическое напряжение будет особенно высоким. В этих условиях применение пластичных материалов или более экспрессивных техник поможет отчасти снять напряжение и обеспечит релаксационный эффект.
  В некоторых случаях отсроченность результатов съемки, напротив, производит позитивный терапевтический эффект. Если контейнирующая способность клиента или группы достаточна, перерыв будет способствовать инсайту и внутренней проработке материала между занятиями.
  Таким образом, трудно однозначно определить заранее, насколько фотография «подойдет» тому или иному клиенту либо группе, будет ли она обеспечивать больший терапевтический или развивающий эффект, чем какой-либо иной инструмент или материал. Столь же непросто оценить, насколько долго клиент или группа сохранят свой интерес к фотографии. По нашему убеждению, эффективность фотографии в качестве лечебно-коррекционного и развивающего инструмента в значительной мере зависит от того, насколько она соответствует изменяющимся потребностям клиента или группы и условиям работы. Положительные результаты применения фотографии могут быть усилены благодаря умению специалиста определять эти потребности и быстро откликаться на них, варьировать техники и средства работы. Однако следует отметить, что многие клиенты и группы достаточно «мудры»: они интуитивно сами находят в арт-терапевтическом кабинете те материалы и средства, которые в наибольшей степени отвечают их потребностям в психическом росте и изменениях.
  Но даже самым «мудрым» клиентам или группам необходимо знать оснащение и возможности арт-терапевтического кабинета. Они должны понимать, что в нем может быть место для фотографии, что они вправе не «замыкаться» на красках, мелках и глине, но прибегать к любым – на первый взгляд, даже самым экзотическим – материалам и средствам. Иногда клиент попросту не обладает элементарным знанием художественных средств и возможных вариантов их применения, поэтому специалисту по арт-терапии следует дать ему попробовать разные средства. Предложение воспользоваться фотоаппаратом или техникой фотоколлажа – даже в тех случаях, когда наиболее предпочтителен недирективный подход – является вполне допустимым.
  Различные формы лечебно-коррекционного, здоровьесберегающего и развивающего применения фотографии можно классифицировать по составу участников: занятия могут быть индивидуальными или групповыми, а также проводиться с семьями. Кроме того, при занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу.
  Одни варианты применения фотографии могут предполагать использование готовых снимков, другие – их создание в ходе занятий или между занятиями. И в том, и в другом случае работа может протекать относительно спонтанно с неограниченной свободой действий либо требовать более четкой постановки задач и использования конкретных техник, игр и упражнений. Так, при обсуждении готовых снимков участники группы могут фокусировать внимание лишь на определенных аспектах опыта, например, на том, в какой мере их детские фотографии отражают влияние семьи и культуры, а фотографии текущего периода их жизни – их гендерные предпочтения и роли. При создании фотографий в ходе занятий клиент или участники группы могут самостоятельно выбирать для себя тему и объекты для съемки либо ведущий группы предлагает им ту или иную тему, например, «Прекрасное и безобразное», «Любимые уголки города», «Мир взрослых и мир детей» и т. д. Эти темы могут определяться запросом клиента или группы и актуальной для них психологической проблематикой. В то же время их деятельность может быть достаточно эффективной и в том случае, если они будут работать «в обход» ведущих проблем, поскольку это обеспечит большую психологическую безопасность и возможность самораскрытия. Этот эффект во многом обусловлен «проективной» природой фотографии: выбирая для съемки и последующего обсуждения какой-либо объект, человек неосознанно «переносит» на него свои потребности и переживания.
  В некоторых случаях с лечебно-коррекционной и развивающей целью бывает очень полезно провести съемку в той среде, которая выступает в качестве значимого внешнего ресурса. Так, например, съемка на природе сама по себе способна обеспечить сенсорную стимуляцию, вызвать положительные эмоции и эстетические переживания. Или же съемка может производиться в среде, чреватой социальной конфронтацией и появлением сложных чувств, что в определенных случаях также может быть весьма полезно, – например, такая съемка может помочь клиенту осознать природу своего социального поведения и установок, подготовить его к встрече с реальностью.
  Варианты использования фотографии могут различаться в зависимости от того, какими еще формами творческой деятельности клиента или участников группы она дополняется. Так, изготовление снимков может сочетаться с созданием фотоколлажа или ассамбляжа, плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки» – то есть с изобразительной деятельностью. Также фотография может сопровождаться сочинением историй или «мини-сценариев» – то есть литературным творчеством.
  Фотографирование может дополняться применением техник телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии, когда, например, съемка производится в движении: это дает участникам группы возможность увидеть и осознать особенности своей телесной экспрессии. И, наконец, фотография может применяться в сочетании с элементами драматерапевтического подхода и предполагать ролевое перевоплощение, использование костюмов и грима и т. д.
Фототерапия: использование фотографий в психологической практике
(сборник статей)
под редакцией А.И. Копытина



Мои фотографии на Facebook
не своим свидетельства цветы мелкими долгую морские прозрение всего виду трудоемко. что творчество какой вновь развитие необходимостью. Бриакан самим поле автор талантливый рыбалка энергия заставки летнее обои пора море середина здоровье дальше рабочий над саморазвитие телефон память движение Попробуйте скачать идти тот шторм изображение человека каталог чувство сроки но вашем семья стола самый июль дождь засияло вами. настроением влияние намного пасмурно. терапия трудно провести мы позитив деятельность саморазвития дельфины вертолет пытливую мобильный цели.У покорить весна лета развития. плохая фотопечать техники красота себя то начать управлять. фото небосклоне Тугур решение терапевтическая фотография душевной залив акцентом своем реальность жизнь белухи мужская концов наверное будущее непогоды выгода вертолоет портится видимого впечатления картина черная она вполне пейзажи умение фототераия талант Выбирая тайга психологи развлекательный установить развитии страх апатия интернет сложно профессия аппатия позволять можно наступает на Когда интерес Амур настроениеБывает топорки самосовершенствованиеУ накладывает этнотуризм определенный птица фотографии Атыкан эмоций графические равновесие хорошее цветущий гаджеты для уверяют касатки внешней радость животные депрессия каждого зима маршрут праздники Что красиво лес применить всякого логика психологияКаждая поездка пейзаж стрессоустойчивость объекты садовые борьба деревья приемы и начало самосовершенствоваться природа личности радоваться собой цели. бабочка грибы лучше вдохновение заставку интерьере такой оформление молодость графика самопознание отпечаток картинку совершенствованием. личность фоторамки облака тугур река кошка причину рябчик дрога полевые люди путь небо области сакура психология рябчики внутренними Прежде эмоцции нужно интуиция спокойствие делать августа Наступает еще со чувства серо понимает побороть ромашки эмоциональный того фон стол гору чтобы красивые так настроение мыс фототерапия эмоции мир реально. фототерапияЮ внезапной кулики приходит обида мысли вдруг рабочего интерьер гениальное это намеченной иметь сайт офис интернета интеллект иногда справиться зеленый рыба вершине стрекоза в интерьера зимний происходит терапевтические Самое без когда излучатель шажками. охотское стен мое отчаиваться повода. автомобили стресс становится творческая позитивный человек шантары девайсы короткие ромашковое же лето желтые предстоит руководствуемся необходимостью.Каждая этот которому он тугурский управлять позитивные работу если природы акцент начинает историческая тем ситуации? лазарева арт душе с потребностями анимация жизненный солнце. двигаться картинки интеллектуальное чаще душевном конце справка ведь воспоминания следующие погода знаешь жизни Хорошо к картинок выбрать досталась. главное розовая дизайн стрессом гармония путешествие лотос момент психолог В морское туризм Стоит понимание задумываться чем ему Ведь
2008-2019 © | Излучатель положительной энергии
Назад к содержимому | Назад к главному меню